Что общего у вегетарианства с христианством и другими религиями?

Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели блога. Вы наверняка удивитесь, узнав, что вегетарианство зародилось еще с библейских времен, и многие христианские авторитеты проповедовали ограничения в мясной пище вплоть до отказа от нее. Некоторые ответвления христианства и сегодня наряду с зоозащитными течениями, призывают перейти на растительное питание, опираясь на принципы этики и милосердия.

Во многих вероисповеданиях неупотребление мяса составляло часть религиозной практики. Но неточная трактовка священных текстов, компромиссная политика религиозных деятелей к человеческим слабостям, повлекли за собой снятие первоначальных запретов на употребление животных в качестве питания. Сегодня поговорим, как в действительности обстояло дело в древние времена, когда писались священные тексты, и как связано между собой вегетарианство и христианство. Заветы, и Ветхий, и Новый, содержат множество свидетельств – человек был задуман Творцом как вегетарианец. В ряде строк Библии можно встретить осуждение мясоедения.

В дохристианском мире

Согласно Ветхому Завету изначально после сотворения звери не поедали плоть. В книге Бытия сказано: “А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал всю зелень травяную в пищу. И стало так”. (Быт. 1.30).

Изначально Бог разрешил человеку исключительно питание из растений: “…вот, я вам дал всякую траву сеющую, которая есть на всей земле и всякое дерево, у которого плод будет древесный, сеющий семя: вам сие будут в пищу”. (1.29).

Бытие и впоследствии развивает на своих страницах это запрещение: “Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя (Быт. 9.4, 5). Библейский пророк Исайя осуждает съедение плоти: “Закалывающий вола – то же самое, что убивающий человека”. (Ис. 663). В Книге Левит можно обнаружить еще упоминание о запрещении вкушения крови, гласящее: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота».

До грехопадения человеческое существо находилось в гармоническом взаимодействии с тварным миром, но после вкушения запретного плода природа оказалась осквернена грехом, и человек пристрастился к поеданию других живых тварей.

У святых отцов

В христианских источниках неоднократно говорится о вегетарианстве. Судя по всему, оно занимало не последнюю веху в обыденности древних христиан. Еще апостол Павел писал: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Многие раннехристианские праведники не избирали в качестве пищи зверей и птиц. Древнехристианский Клемент Александрийский, рекомендовал отказаться от мяса, ссылаясь на пример апостола Матфея, который “принимал в пищу семена, орехи, овощи и не ел мясо”. Св. Иоанн Хризостом также считал непозволительным для христианина умерщвление животных ради еды, и говорил: “Мы подражаем волкам и леопардам, но, скорее всего, мы даже хуже, чем они. Для них такая пища предназначена природой, нас же Бог благословил, наделив речью и чувством справедливости, а мы стали хуже диких зверей”.

Св. Иоанн Златоуст оставил такое послание: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас». Св. Бенедикт, основатель монашеского Ордена (529 г.), убеждал в том монашествующих, чтобы они придерживались данного рациона. Подобно ему, Св. Франциск Ассизский, считающийся покровителем животных, основал Орден монахов-францисканцев, которые тоже не употребляют мясную пищу. И хотя есть утверждения, что святой не был полноценным вегетарианцем, монахи Ордена в большинстве своем и по сей день придерживаются растительного рациона.

В Заповедях Ветхого и Нового Заветов говорится «Не убий», но истинный смысл этого божественного закона преобразился, человек наделил себя правом лишать жизни других созданий ради собственного насыщения.

Православие и отказ от мясного

Что общего у вегетарианства с христианством и другими религиями?

В православии эта концепция полного отречения от мясного, распространена преимущественно среди монахов и отшельников-постников, практикующих усмирение страстей и аскетику. Святой Антоний Великий, один из создателей явления монашества, в книге «Устав отшельнической жизни», записал для последователей: «Мяса совсем не ешь».

Многие христианские праведники практиковали воздержание от поедания плоти. К примеру, почитаемые на Руси святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский были строгими вегетарианцами. Для мирян и рядовых монахов существуют посты как составляющая часть практики духовного самосовершенствования, наряду с молитвой и плотским воздержанием, выполняемая для борьбы с греховной природой.

Пример наибольшего воздержания – Великий Пост, называемый еще Святая Четыредесятница. Во время него строго запрещено употреблять мясные и молочные продукты. В качестве исключения больным разрешается рыба. Этот Пост особенно важен для верующего. За ним начинается Страстная седмица, заканчивающаяся главным для христиан праздником – Христовым Воскресением. Помимо этого, в любую неделю среда и пятница также считается постными днями.

Что общего у вегетарианства с христианством и другими религиями?

И восточные религии

Наиболее распространено в Индии, где доминирует буддизм. Эта религия известна своим миролюбивым отношением ко всему живому. Буддизм отрицает практику убийства животных и провозглашает доктрину ахимсы – ненасилия, что подразумевает данную практику, как основополагающий принцип духовного самосовершенствования. Для многих последователей этого вероучения, буддизм и вегетарианство – неотъемлемые понятия.

В Сурангама-сутре Будда говорит: «Некоторые водят людей в заблуждение, уча, что человек, который ест мясо, тем не менее, сможет достичь просветления. Но, как монах, который хочет привести других к нирване и освобождению может подкреплять свою плоть плотью других живых существ?».

Ведические тексты тоже указывают на отказ от насилия в питании как на этическую основу. В “Ману-самхите” написано: “Хорошо обдумав, каким отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и забивать животных, человек должен навсегда отказаться от поедания плоти”.

В исламе данная практика не предписана священными текстами. Ограничение распространяется только на «нечистых» животных. Исключение составляет течение суфизм – аскетически-мистическая ветвь ислама, где практикуется воздержание от мяса и алкоголя, что рассматривается как предпосылка для углубления ума в познании божественной мудрости.

Современное понимание диеты среди христиан

 

Один из аргументов большинства верующих в пользу поедания мясного опирается на якобы неоднократные упоминания в Новом Завете, что Иисус Христос и апостолы ели сей продукт. Однако обращение к первоисточникам доказывает, что слова греческого языка «трофе», «броме», которое перевели как «мясо», обозначают «пища» и «еда», а не тушку мертвого животного. По-гречески мясо и плоть – «креас», но такое слово не обнаружено в Новом Завете. Оправдание мясоедения более поздними христианами полагается на неточных переводах первоначальных источников и умышленно неправильных трактовках текстов.

Сегодня все больше христиан отдают предпочтение заповедям Библии и перестраивают свою жизнь в соответствии с исконным вероучением. К примеру, одно из ответвлений данной религии – церковь адвентистов Седьмого Дня, предлагает своим верянам вегетарианские принципы. Зачинательница адвентизма Эллен Г. Уайт придерживалась вегетарианства. Сильвестр Грэхем, пресвитерианский священник настаивает на отказе от животной еды, а Уильям Меткалф, пастор Библейской Христианской Церкви Англии, издал труд «Воздержание от мяса животных» (1829 г.). Это произведение считается одним из первых трактатов о вегетарианстве, которую было издано в США христианским проповедником.

Сейчас существуют влиятельные христианские течения, активно продвигающие идею отказа от употребления тварной пищи для верующих нашего времени. Это Католическое общество изучения и защиты животных и Общество христианской помощи животным и людям. Движение все больше набирает популярности на Западе и в странах Восточной Европы. Нравственные принципы вегетарианства сегодня считаются важными как основа спасения для мира, погрязшего в войнах и региональных конфликтах, поскольку так каждый получает возможность задуматься о прекращении насилия и жестокости.

Рейтинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: